Лонгрид: блокчейн во имя искусства
Обычно я пишу статьи обезличенно, поскольку этого требуют неписанные правила публицистического бонтона. В этот раз я решила преступить все эти нелепые законы и написать статью с чистым сердцем и от собственного лица, поскольку тема, которую я намерена здесь затронуть, касается меня лично.
Так получилось, что я музыкант с самого детства. Не буду вдаваться в детали этой трагедии, но от фактов не убежишь. И, как у любого музыканта, у меня есть свои профессиональные страшилки. Для любого музыканта существует триада ночных кошмаров, связанных с музыкой. Первый, и самый страшный, это потерять рабочие конечности. Физическая невозможность самовыражения способна довести до пламенной бездны отчаяния любого человека, а творческую личность — тем более.
Второй ужас — это взять и утратить свои способности, или, выражаясь языком научным — исписаться. Это не так страшно, как оказаться без рук, но ранит нежную музыкальную душу почти так же. И третий ужас — это плагиат. Если кто-то украдёт вашу музыку, больше всего это будет похоже на то, что вам отрезали руки и ими вытащили из метафизических недр вашего естества все способности. Не могу поручиться за художников, но почти не сомневаюсь, что всё вышеизложенное вполне справедливо и для них.
И если с первыми двумя ужасами поможет справиться хороший психоаналитик, то третий можно начисто ликвидировать с помощью блокчейна. Этим он и хорош. Его можно использовать почти где угодно.
Здесь следует сделать небольшое отступление, поскольку к вопросу прав на произведения творческой мысли можно подходить с двух диаметрально противоположных позиций, и не описать их здесь хотя бы вкратце было бы преступлением против объективности.
Первая позиция, которая ныне превалирует в музыкальной индустрии — это регистрация авторских прав и последующее выкачивание денег за продажу/аренду рассматриваемого произведения искусства. Слушая песенки в каком-нибудь условном спотифае, вы фактически арендуете их у правообладателя. Покупая альбом, вы покупаете их с условием, что никому их не дадите. Ну и, наконец, скачивая альбом с торрент-трекера, вы совершаете кражу объекта интеллектуальной собственности.
«Все знают, что Yesterday написал Пол Маккартни. А вот прав на неё у сэра Пола нет никаких»
Вторая позиция кардинально отличается от первой, и основана на благотворительной модели. Многие группы, в основном не известные мейнстрим-публике, не продают свои записи, но выкладывают в интернет совершенно бесплатно, и просто пишут — скачивайте сколько хотите, и если вам понравится, можете дать нам денег — опять же, сколько хотите. Этот подход коммерчески не сильно уступает первому, поскольку выстраивает между слушателем и исполнителем практически доверительные отношения, которые раньше были доступны только средневековым менестрелям и трубадурам. И деньги, которые слушатель даёт исполнителю — это не плата за приобретение собственности, это просто существенное выражение благодарности за полученное от прослушивания удовольствие.
Блокчейн может вообще закрыть такую категорию, как «авторское право», если вторая модель получит распространение. Никто не сможет сказать, что написал вашу песню, если в блокчейне чёрным по белому уже написано, что её сочинили вы, и выложили её тогда-то. Авторское право — вообще крайне скользкая материя, потому что даже если никто не сомневается, что автор песни — вы, прав на неё у вас может и не быть. Все знают, что Yesterday написал Пол Маккартни. А вот прав на неё у сэра Пола нет никаких.
Если же добро не восторжествует, и вся эта вакханалия тёмных сил вокруг юридической концепции авторского права не остановится, блокчейн всё равно сможет более эффективно защищать права тех, кому они принадлежат. Конечно, было бы лучше, если бы они принадлежали авторам, а не лейблам, но тут уж ничего не поделаешь. По блокчейну проще сдавать песни в аренду (на том же спотифае), по нему же их можно проводить, как транзакции, если за них кто-то заплатил. Опять же, между прочим, по блокчейну.
«вопросы авторских прав способны выпить много крови у любого творческого человека»
Некоторые музыканты уже используют блокчейн для собственной профессиональной деятельности — хотя и не так, как описывалось выше. Snoop Dogg ещё в 2013 намеревался продавать альбомы за биткоины. Буквально на днях в Аргентине за те же биткоины купили билеты на концерт Queen. Зачем — для меня до сих пор остаётся большой загадкой, ну да им виднее. Сама группа тут, впрочем, ни при чём, поскольку билеты были приобретены с помощью местного специализированного старптапа.
По своему опыту могу сказать, что вопросы авторских прав способны выпить много крови у любого творческого человека, который просто всеми силами не желает вникать во всю эту юридическую жуть — и по этой причине часто может оказаться с носом, и деньги за его труды будут получать какие-нибудь отвратительные типы в цилиндрах и с моноклями. Блокчейн, будучи применённым с умом, может запросто убрать это отвратительное обстоятельство из уравнения, и в результате все останутся в выигрыше: музыкант, художник или писатель будут со спокойной душой творить и этим зарабатывать на жизнь, а их почитатели со столь же спокойной душой будут наслаждаться их произведениями, которые не будут испорчены гнусным сутяжничеством, юридическими дрязгами и прочей малоприятной пакостью, без которой на самом деле спокойно можно было бы обойтись.
Jenny Aysgarth специально для ForkLog.com
Рассылки ForkLog: держите руку на пульсе биткоин-индустрии!