Первому игроку пристегнуться: основатель Distributed Lab рассказал о метавселенных будущего
Несмотря на то, что само слово «метавселенная» появилось еще в конце прошлого века, в мейнстрим оно ворвалось лишь в 2021 году.
Миллиарды людей услышали его из уст Марка Цукерберга, который задался целью построить метавселенную и даже переименовал для этого Facebook. В этом стремлении он не одинок — его заклятые конкуренты братья Уинклвоссы уже готовятся противопоставить разработкам Meta свою альтернативу.
В криптоиндустрии интерес к теме подогрел рост сектора GameFi — люди по всему миру бросают работу и погружаются в игровые виртуальные миры, чтобы фармить деньги.
В футуристическом интервью шеф-редактору ForkLog Никите Штерингарду основатель Distributed Lab Павел Кравченко рассказал о том, что нас ждет в метавселенных будущего, о барьерах на пути их создания и о связанных с ними рисках. (Спойлер: всего этого не избежать, поэтому готовиться и разбираться нужно уже).
ForkLog: Привет, Паша! В своих социальных сетях ты в последнее время уделяешь много внимания метавселенным. Цукерберг тоже изрядно подогрел интерес к теме. Какие социальные и монетарные концепции появятся в метавселенных? И сыграют ли криптовалюты свою роль?
Павел Кравченко: Привет! Я думаю, что появятся все возможные — о некоторых мы уже догадываемся, а вот другие нас могут застать врасплох. Для расширения горизонтов на будущее (вероятно, далекое) советую прочитать «Несущественную деталь» Иэна Бэнкса [Surface Detail, Iain Banks — здесь и далее примечание редактора]. Как только сознание можно будет переселить в виртуальный мир — а я верю, что это произойдет, — в нем появится и рай, и ад.
Что касается ближайшего будущего — 10-20 лет — думаю, мы увидим метавселенную, наполненную мирами с разными общественными строями, между которыми персонажи смогут перемещаться. Но за деньги. Очевидно, что эти деньги будут выпущены на блокчейне конкретного мира. Будет ли единая обязательная валюта для метавселенной — пока не готов предположить. Я надеюсь, что нет.
Что касается роли блокчейна. Если компания создала игру, то существует мало смысла идти на публичный блокчейн сегодня, потому что придется пампить чужой токен. Почему бы не форкнуть подходящий по параметрам блокчейн и не запустить игру на нем? Так, кстати, делают лидеры рынка — те же Axie Infinity.
C одной стороны, от форков основному блокчейну ни холодно ни жарко, но бриджи [кроссчейн-мосты] между ними строить легче, то есть на практике выигрыш для экосистемы есть. Это одна из причин, почему Polkadot ставит на такое будущее, но требует использования своей валюты для определенных операций — такая себе обязательная валюта для метавселенной. Опять же повторюсь, надеюсь, что такая концепция не победит, а мы увидим финансовый интернет, где нет обязательной валюты (плати чем хочешь).
ForkLog: Сейчас собственность в виртуальных мирах это «земли», «дворцы», «персонажи» и прочие игровые артефакты. Уже привычные нам NFT. Как еще и в каких формах частная собственность проникнет в метавселенные?
Павел Кравченко: Репутация. Я думаю, что на кону для игроков будет стоять не только собственность, которую можно обменять на деньги (и потом на еду и новую модель харда), а накопленная за годы репутация. Если учесть, что игры могут ее «стирать», по сути предавая персонажа забвению, то это хороший способ удерживать игроков в выбранной модели мира.
Например, персонаж может проиграть в виртуальном казино и отправиться фармить миры «за еду» на год. Но это все равно будет лучше, чем отказаться и пять лет развивать нового персонажа с нуля. В реальном мире существуют права человека и все такое.
Я думаю, что виртуальные миры напишут совсем другие правила (пока за ними никто не следит).
ForkLog: Кстати, о правилах. Некоторые политические деятели уже собрались защищать наших аватаров. Как думаешь, насколько быстро регулирование проникнет в виртуальные миры? Будет ли законодательство, регламентирующее, что может сделать аватар, а что нет?
Павел Кравченко: Там где есть люди, есть медиа, где есть медиа, там есть “общественное мнение”, и, следовательно, манипуляции. Рано или поздно кто-то будет более влиятельным для игры в целом (как это происходит в реальном мире). Они и будут диктовать правила. А по текущим заявлениям — думаю это еще на стадии пиара.
ForkLog: Последние 10 лет наблюдалась тенденция перехода от веба в централизованные приложения. Почему это изменится и тенденция свернет в сторону open source? Сетевой эффект некоторых приложений крайне сложно сломить, большая часть децентрализованных решений пока не особо преуспела в получение сколь либо значимой аудитории — те же соцсети.
Павел Кравченко: Каждая технология, когда она становится доступной для масс, начинает бурно развиваться. Грубо говоря, «доступность» определяется тем, может ли один человек сделать что-то новое за несколько лет. Для того, чтобы это было возможным, нужны кирпичики соответствующего размера — стандартные протоколы, библиотеки, модули, чтобы не собирать здание из атомов, а игру писать на ассемблере. Как только исходный код стабильных кирпичиков становится общедоступным — тысячи людей начинают творить.
Сейчас подходит время, когда один энтузиаст может создать игру или платформу сам. Через 20 лет технологии позволят создать VR-мир одному человеку. Корпорации всегда на шаг впереди, потому что они могут нанять тысячи людей и купить лицензии на передовой софт. Но идейное вдохновение проекта почти всегда делается единицами, поэтому когда инструменты становятся доступны, силы одного человека становятся сравнимы с силами корпорации.
ForkLog: Что думаешь в этом контексте о перспективе реинкарнации браузерных игр из-за запрета во многих магазинах приложений?
Павел Кравченко: Думаю, вполне. Возможности браузеров ушли далеко вперед по сравнению с тем, что было 10 лет назад. Да, платформы будут запрещать, для них это потеря дохода. Но запрещать долго не получится.
ForkLog: А сколько вообще по-хорошему нужно денег для запуска браузерной игры? Проекты собирают миллионы сейчас, но есть сомнения, что это адекватные оценки.
Павел Кравченко: $100 тысяч на первую версию хватит с головой.
ForkLog: Уже понятно, что NFT сыграют роль в рождении метавселенных, однако к этому тоже есть вопросы. Создать игру на базе NFT и добиться устойчивости внутренней экономики — вещи разные, ты сам недавно писал об этом.
Павел Кравченко: NFT и play-to-earn уже нет смысла объяснять. Понятно, что если создатель игры исчезнет или игра закрывается, то все NFT практически бесполезны (как фишки обанкротившегося казино).
Мне кажется, что существует три барьера на пути создания метавселенных:
- Внутренняя экономика должна быть вовлекающей (это самое простое). Это вопрос года-двух.
- Предметы из одного мира должны как-то использоваться в других, а в идеале создавать неожиданные комбинации свойств — разная магия. Для этого мирам придется как-то договариваться об общей ДНК. Это вопрос 10+ лет.
- Создание игр, которые невозможно будет закрыть, где каждый игрок в них будет эффективно поддерживать full node [полную ноду] — полное состояние игры в любой момент времени. Это уже уровень метавселенной Ready Player One. Это уже горизонт в ~20 лет.
Когда-то, к счастью или сожалению, мы доберемся до уровня метавселенной из Surface Detail.
ForkLog: Есть мнение, что модели play-to-earn и play-to-win в результате разрушают внутриигровой баланс, поскольку тяга большинства к ценности крайне непостоянна. Ты согласен с этим?
Павел Кравченко: Сложно сказать. Все игры — это про выработку дофамина и вовлечение игрока в другой мир. А вот способы достижения этих целей могут быть разные.
Однозначно, что в играх, где есть мультиплеер и открытый мир, не завязанный на «прохождение», будет востребована частная собственность и репутация.
ForkLog: Какие последствия для общества и реального мира несет в себе виртуальный мир? Не станет ли он постоянным «местом жительства» для тех обездоленных, которых ИИ лишит рабочих мест?
Павел Кравченко: Интересный вопрос. Технически, миллионы рабочих мест уже потеряны, потому что нет нужды в таком количестве почтальонов, извозчиков, шахтеров и многих других профессий. Но заменил их не ИИ, а обыкновенная автоматизация. И никто же не говорит об обездоленных — все радуются повышенному комфорту. Даже в мире, где всю физическую работу делают роботы, будет чем заняться — ведь люди оказывают услуги людям.
А то, что виртуальный мир станет постоянным местом работы для большинства — уверен на 100%, так же как им стал и интернет. В виртуальном мире (или в дополненной реальности) намного быстрее внедрять изменения. А еще это позволит перевести всю работу в 3D, что сильно улучшит качество обучения, проектирования во всех сферах и, конечно же, развлечений.
Подписывайтесь на новости ForkLog в Telegram: ForkLog Feed — вся лента новостей, ForkLog — самые важные новости, инфографика и мнения.
Рассылки ForkLog: держите руку на пульсе биткоин-индустрии!