Биткоин-энтузиаст решил стать депутатом Госдумы РФ для защиты новых технологий
Биткоин-энтузиаст Алексей Брагин, работающий над проектом ReactOS и преподававший ранее в МГТУ им. Н. Э. Баумана, решил стать депутатом Госдумы РФ, чтобы защитить «интересы науки и малого бизнеса».
На фоне последних новостей, связанных с возможным запретом криптовалют в России, эта инициатива является положительным прецедентом для всего биткоин-сообщества страны. Журнал ForkLog связался с Алексеем, чтобы подробнее узнать о его политической программе и убеждениях.
FL: Как вы связаны с биткоин-сообществом?
Алексей Брагин: В 2011 году я начал активно интересоваться биткоином, технологиями, лежащими в его основе, и принципами их работы. Интерес у меня был сугубо научный, но по мере изучения технологий, сообщества и зарождающейся новой экономики меня посетила мысль, что курс биткоина сильно волатильный и это ограничивает использование биткоина в качестве платёжного средства.
Я задумался над тем, как же это решить. В мире обычных фиатных денег эта проблема легко решается с помощью фьючерсов и опционов, которые торгуются на крупнейших мировых биржах. Но ни одна существующая биржа на тот момент не была готова запускать торги на такие валютные пары, а если открывать существующие – то требуется дорогостоящая лицензия, большой стартовый капитал, и согласие банков вообще работать с биткоин-компанией.
Так и родилась идея моего стартапа ICBIT Trading Inc. – первой фьючерсной биржи, торгующей специальным видом контрактов, который я разработал. Стартап был успешным, про него есть масса публикаций в прессе: о нем писали журналы «Компания» и Forbes, новостные агентства CNN, Bloomberg и т.п.
FL: Как сейчас развивается этот проект?
Алексей Брагин: Я вышел из проекта некоторое время назад, но продолжал работать с частичной занятостью. А два месяца назад американская комиссия по товарным фьючерсам (CFTC) совершенно неожиданно известила компанию о том, что она, возможно, нарушает законодательство США, предоставляя свои услуги американским гражданам. Владельцы компании решили, что судебное разбирательство слишком дорого и приняли решение закрыть компанию.
FL:.Не секрет, что летом этого года в России скорее всего примут законопроект, запрещающий выпуск и использование криптовалют на территории страны. Как вы к этому относитесь?
Алексей Брагин: Моё отношение к этому крайне негативное, и я искренне не понимаю, зачем нужны эти попытки запрета. Если взять чуть-чуть истории, то первой значимой реакцией в России со стороны крупных организаций стало информационное сообщение ЦБ РФ, которое было на самом деле достаточно справедливым: будьте аккуратны, так как существует противодействие отмыванию денег, есть возможность финансирования терроризма и т.п. Затем большое достижение – это высказывание Владимира Владимировича Путина о том, что криптовалюты и блокчейн надо изучать. Вот я руководствуюсь этим, и с 2012 года по сей день подготовил несколько докладов о биткоине.
FL: В случае, если вы станете депутатом, постараетесь ли вы переломить эту ситуацию? Как вы считаете, можно ли в России создать биткоин-лобби и нужно ли это делать?
Алексей Брагин: Позиция тотального запрета криптовалют – изначально проигрышная. Запретить децентрализованную криптовалюту по факту вообще нельзя, можно лишь создать определённые препятствия на пути к её использованию. Но в таком случае Россия лишается больших потенциальных доходов: компании просто не будут регистрироваться в России, не будут платить здесь налоги, а разработчики будут уезжать за рубеж и работать там.
Это совсем не вписывается в концепцию создания в России мирового финансового центра, которая была утверждена ещё в далёком 2009 году. Можно провести очень простую аналогию. Возьмём два известных и подтверждённых утверждения: на 90% долларовых купюр в США выявлены следы кокаина, а боевики ИГИЛ разъезжают на Тойотах. Следуя вышеописанной логике, можно предположить, что у нас в России будут запрещены все операции с долларами США, а также продажа автомобилей Тойота. Звучит абсурдно, не так ли?
Для меня так же абсурдно звучит и попытка запрета биткоина. Поэтому своей задачей я ставлю не только отмену запрета на биткоин (если такой запрет пройдёт), но и его легализация в России. Легализация означает применение всего комплекса мер для того, чтобы эта криптовалюта (равно как и другие товары и денежные средства) не могла использоваться для финансирования терроризма, коррупционных действий и других противозаконных действий. Вот на это нужно направлять свои усилия, и чем раньше это будет сделано, тем лучше!
Рассылки ForkLog: держите руку на пульсе биткоин-индустрии!