(Де)централизация в TON: кто контролирует большинство добытых токенов?
Децентрализованное наследие Павла Дурова — The Open Network — активно развивается: DeFi-экосистема постепенно наращивает TVL, появляются различные сервисы, а токен Toncoin держится в топ-30 рейтингов рыночной капитализации.
Однако исследователи Whiterabbit пришли к выводу, что у проекта не все так гладко. Один из главных рисков — централизация из-за чрезмерной концентрации utility-токенов среди небольшого числа участников экосистемы, связанных с TON Foundation.
- Почти 86% от общего объема предложения монет Toncoin удерживает небольшое число участников экосистемы TON.
- Многие «китовые» адреса тесно взаимодействуют друг с другом, а также связаны с TON Foundation.
- Исследователи Whiterabbit видят в этом признаки централизации проекта TON и риски манипулирования ценой utility-токена.
Непростая история The Open Network
Чтобы лучше понять суть проблемы, целесообразно погрузиться в контекст. Для этого вспомним краткую историю проекта.
The Open Network — блокчейн на базе Proof-of-Stake, который изначально создавался командой Telegram, но теперь поддерживается сторонними разработчиками.
Первая информация о планах по созданию амбициозного блокчейн-проекта появилась 22 декабря 2017 года. Бывший сотрудник соцсети «ВКонтакте» Антон Розенберг рассказал, что Павел Дуров планирует провести ICO для Telegram. Он раскрыл название проекта — Telegram Open Network (TON) — и токена — Gram.
К тому времени число пользователей мессенджера достигло 180 млн человек, а криптоиндустрия переживала бум первичных предложений монет.
Команда Telegram решила провести закрытый токенсейл с участием профессиональных инвесторов, который больше напоминал привычный для технологических компаний раунд финансирования. В обмен на деньги инвесторы должны были получить токены Gram, но только после запуска сети TON.
В январе 2018 года начался сбор заявок на участие в ICO. Его проводили в соответствии с американским законодательством, поскольку в токенсейле участвовали инвесторы из США.
Ажиотаж вокруг ICO был поистине велик: в первом раунде объем заявок достиг $3,8 млрд, превысив плановый показатель в несколько раз. Цель по привлечению $850 млн быстро достигли.
Помимо американских инвесторов, в TON вкладывали азиатские и российские предприниматели, включая Романа Абрамовича и Михаила Абызова. Затем еще $850 млн собрали во втором раунде.
TON задумывался как следующий после биткоина и Ethereum этап развития блокчейна. Он должен был стать платформой для децентрализованных приложений со смарт-контрактами и виртуальной машиной. Но в архитектуру TON изначально заложили масштабирование, намного превосходящее возможности Ethereum.
Важное направление было связано с интеграцией системы и Gram в Telegram, которое давало доступ к сотням миллионов пользователей. Предполагалось, что токенами можно будет оплачивать рекламу в каналах.
Хотя создание TON проходило в закрытом режиме, в нем участвовали сторонние разработчики, а результаты команда Telegram публиковала в открытом доступе. Это позволило в дальнейшем осуществить запуск проекта в 2020 году без участия Telegram и Павла Дурова.
Весной 2019 года заработала тестовая сеть TON. Доступ к ней получили несколько сторонних команд, включая TON Labs.
К осени стало ясно, что TON находится на финальной стадии. На сайте test.ton.org появился код полной ноды, запустили обозреватель блоков для тестовой сети.
По условиям контракта с Telegram участники ICO могли получить токены Gram только после запуска основной сети TON, но не позднее 31 октября 2019 года. Эта дата служила дедлайном для реализации проекта.
Однако в преддверии старта, 11 октября, SEC внезапно сообщила о принятии «чрезвычайных мер и ограничений» в отношении двух связанных с токенсейлом TON офшорных компаний. В Комиссии заявили, что Gram продали инвесторам незаконно. Чиновники также пришли к выводу, что права на 1 млрд токенов реализовали 39 американским резидентам.
SEC добилась временного судебного запрета на распространение Gram, из-за чего запуск TON стал невозможным. Ведомство также подало на Telegram в суд за продажу незарегистрированных ценных бумаг.
В итоге Павел Дуров объявил о закрытии проекта, а его компания не стала оспаривать судебный запрет на выпуск Gram.
Новая жизнь TON
Все технические элементы Telegram Open Network к весне 2020 года были готовы, и сообщество заявило о возможности запустить сеть без участия Telegram, которая отказалась от единоличного контроля над проектом. Сценарий «децентрализованного запуска» поддержали ведущие валидаторы сети.
После закрытия TON несколько независимых команд продолжили работать над блокчейном на основе кода проекта:
- Free TON, впоследствии переименованный в Everscale;
- китайский проект от TON Community (который на данный момент не развивается);
- NewTON.
В марте 2021 года представители Telegram передали домен ton.org и GitHub-репозиторий сообществу The Open Network (бывший NewTON).
К тому времени эмиссия нативного токена экосистемы — Toncoin — составила 5 млрд монет. Число аккаунтов в сети превысило 70 000 единиц.
«Мы огорчены, что Telegram был вынужден отказаться от участия в проекте TON в 2020 году. Однако сообщество продолжит развивать лежащую в основе TON технологию», — отметили участники The Open Network.
В декабре 2021 года Павел Дуров публично поддержал разработчиков Toncoin.
Он заявил, что гордится тем, что «технология жива и развивается». Дуров также подчеркнул, что Toncoin не зависит от команды Telegram, и пожелал разработчикам успеха:
«В сочетании с правильной стратегией выхода на рынок у них есть все необходимое для создания чего-то грандиозного».
Заявление вызвало существенный рост цены токена.
В начале ноября 2022 года на платформе Fragment стартовали продажи юзернеймов Telegram за Toncoin. Первый лот — @auto — продан за 900 000 Toncoin (около $1,4 млн на тот момент).
В феврале 2023 года валидаторы TON проголосовали за приостановку работы 194 кошельков с суммарным балансом 1,08 млрд Toncoin (>$2 млрд), которые не совершили ни одной транзакции с момента распределения монет с 2020 по 2022 год.
«Благодаря потенциальной приостановке работы этих кошельков […] будет обеспечена ясность в отношении объема доступного числа Toncoin», — говорится в блоге проекта.
Процедура не охватывает адреса, которые не участвовали в первоначальном распределении. Приостановка будет действовать в течение четырех лет. Соответствующие адреса утратят возможность совершать транзакции в этот период.
Объем замороженных монет эквивалентен 21,3% общего предложения криптоактива.
Также в феврале разработчики TON представили дорожную карту на 2023 год. Она предполагает:
- запуск единого протокола для взаимодействия между приложениями экосистемы и кошельками;
- повышение безопасности и стабильности сети;
- поддержка проверки подписи EVM;
- улучшение форматов адресов кошельков TON и превращение последних в децентрализованные зашифрованные мессенджеры;
- внедрение механизма сжигания части комиссий;
- кроссчейн-переводы между TON и Polygon, а также создание моста для передачи биткоинов, ETH и BNB;
- разделение нод на коллаторов и валидаторов для повышения производительности блокчейна.
Помимо прочего, команда TON запустила платформу для проведения голосований Ton.vote. С помощью нее держатели Toncoin смогут участвовать в принятии решений по всем проектам в сети.
По состоянию на 19 марта 2023 года совокупный TVL приложений экосистемы TON немногим превышает $15 млн. Для сравнения, показатели BNB Chain и Tron составляют $7,76 млрд и $5,45 млрд соответственно.
Львиная доля TVL (~92%) приходится на децентрализованную биржу Megaton Finance.
В разговоре с ForkLog представитель TON подчеркнул, что в настоящее время команда проекта уделяет большое внимание продуктам из сегмента DeFi, поэтому объем заблокированных в экосистеме средств, вероятно, будет расти.
«Если сравнивать это значение [$15 млн] с нулевым TVL, который был в экосистеме TON еще в прошлом году, то прогресс вполне существенный. […] Мы стремимся к Web3, важной частью которого является DeFi. Мы уверены, что TVL экосистемы TON будет только расти и имеет все шансы стать крупнейшим в мире», — заявили в пресс-службе.
Капитализация Toncoin составляет ~$3,5 млрд по состоянию на 19 марта 2023 года. В рейтинге CoinGecko монета соседствует с проектами Cosmos Hub, Chainlink, LEO Token и Ethereum Classic.
Необычная модель распределения
Летом 2020 года проект начал распределение цифровых активов посредством майнинга на базе Initial Proof-of-Work (IPoW). Последний, по словам разработчиков, объединяет в себе преимущества различных алгоритмов консенсуса.
«Блокчейн работает на технологии Proof-of-Stake, что делает его быстрым и недорогим. Однако первоначальное распределение токенов было доступно посредством майнинга, предполагающего децентрализацию и равные условия для всех участников», — говорится на сайте проекта.
По словам представителей TON, все токены были рассредоточены среди «десятков тысяч майнеров»:
«Проект решил не проводить ICO, IEO или любой другой тип токенсейла. Этот рост был органическим, во многом как у биткоина».
Согласно информации исследователей Whiterabbit, 6 июля разработчики Telegram перевели токены «с системного адреса на 20 контрактов для распределения монет».
Адреса контрактов были двух типов: Small Givers и Large Givers.
«Вторые распределяли больше монет (каждый раз 100 000 вместо 100), но требовали большей вычислительной мощности», — пояснили эксперты Whiterabbit.
По их наблюдениям, майнинг продолжался с 6 июля 2020 по 28 июня 2022 года. Однако почти все выпущенные монеты были распределены в течение 51 дня после запуска возможности их добычи:
- с 6 июля по 26 августа 2020 года Large Givers распределили 4,8 млрд (96%) токенов, Small Givers — лишь 9,9 млн монет (0,2%);
- с 27 августа по 28 июня 2022 года Small Givers распределили 117,3 млн токенов (2,35%).
«Стоит отметить, что де-факто Large Givers завершили майнинг 24 августа, но два адреса получили последние 100 000 токенов от участников этой группы 26 августа», — отметили исследователи.
По их наблюдениям, оставшиеся 1,45% монет распределялись в 2019-2020 годах с системного адреса, «для тестирования». Впоследствии большая часть этих средств переместилась на один из адресов TON Foundation.
Эксперты подчеркнули, что по завершении майнинга «тестовые Gram были переименованы в токены основной сети TON», а их рыночная капитализация за три года выросла с нуля до $11 млрд.
«Большинство крупных держателей (майнеры категории Large Givers, активные с 2020 года) по-прежнему хранят монеты. У значительной их части могут быть долгосрочные планы в отношении экосистемы», — констатировали исследователи.
По их наблюдениям, глубина рынка TON совсем невелика. Поэтому «почти невозможно» продать эти монеты без существенного влияния на цену актива.
В пресс-службе TON отметили, что майнинг проходил «с некоторой долей естественной концентрации мощностей и интереса участников». По словам представителя проекта, именно поэтому в экосистеме появились крупные держатели токенов.
Вездесущие киты
Исследователи Whiterabbit также пришли к выводу, что в майнинге участвовало 3278 уникальных адресов. Однако только 248 взаимодействовали с Large Givers. Последние, как уже говорилось, распределили 96% предложения монет. Эти выводы несколько контрастируют с заявлением разработчиков TON об участии «десятков тысяч майнеров».
«Кроме того, эти 248 адресов тесно взаимосвязаны […]. Мы также обнаружили некоторую розничную активность, однако большая часть токенов добывалась группой китов, связанных друг с другом», — отметили в Whiterabbit.
На основе результатов ончейн-анализа эксперты разделили на несколько групп крупных майнеров, взаимодействовавших с Large Givers и при этом связанных с TON Foundation:
- первая (6 июля — 30 июля) — добыто 22% от общего предложения монет;
- вторая (30 июля — 24 августа) — 20%;
- третья (6 июля — 24 августа) — 18,8%;
- четвертая (19 июля — 24 августа) — 17,2%;
- более мелкие группы, начавшие добычу 1 августа — 7,8%.
«Согласно нашим расчетам, связанные с TON Foundation адреса контролируют по меньшей мере 85,8% от объема предложения [монет]», — подчеркнули исследователи.
Команда Whiterabbit также обнаружила, что с вышеупомянутыми группами майнеров связаны 170 валидаторов (из 272 активных на момент публикации исследования). Кроме того, 12 таких участников экосистемы получали средства от TON Foundation «либо напрямую, либо через прокси-адреса».
«Таким образом, есть 182 (~ 66,9%) валидатора, которые получили монеты от определенных групп майнеров. Последние, возможно, подконтрольны вышеописанной группе ранних добытчиков TON», — поделились наблюдениями исследователи, приложив таблицу с детальными результатами ончейн-анализа.
Эксперты Whiterabbit пришли к выводу, что «контролирующие по меньшей мере 85,8% предложения» адреса также тесно связаны между собой.
«Группа людей, контролирующих эти адреса, медленно высвобождают токены TON на рынок, ограничивая их предложение и оказывая эффект низкой ликвидности. Это положительно влияет на цену TON», — добавили исследователи.
Неизвестно, кто конкретно управляет соответствующими адресами. Но, по крайней мере, часть этих загадочных участников рынка сотрудничает с TON Foundation, предположили эксперты.
«Эта группа отправила десятки миллионов токенов TON на централизованные биржи для предоставления ликвидности. Интеграция с этими торговыми площадками анонсировалась и управлялась TON Foundation», — добавили они.
Помимо прочего, с вышеупомянутых адресов происходили переводы «ключевым участникам сообщества TON». Осуществлялись и тестовые транзакции при взаимодействии с TON Foundation, биржами и прочими сервисами.
Исследователи также выразили мнение, что недавняя инициатива по заморозке адресов с 1,08 млрд Toncoin вряд ли решит проблему концентрации предложения — упомянутые группы майнеров продолжат удерживать львиную долю монет.
«Потенциальные инвесторы будут видеть риски централизации в таком распределении токенов», — предположили в Whiterabbit.
Перспективы TON
Как уже говорилось, есть вероятность, что TON Foundation начнет более активно распределять токены среди сообщества и ключевых проектов экосистемы «для популяризации блокчейна». В комментарии для ForkLog исследователь Whiterabbit Илья Слепцов допустил, что часть этих монет может быть реализована «в рынок», что окажет давление на курс актива.
«Возможно, одним из решений для экосистемы будет продажа или где-то даже раздача токенов другим институтам, которые смогут принести пользу экосистеме (например, популярные DeFi-протоколы на Ethereum)», — отметил эксперт.
В TON отметили, что «распределение [токенов] уже происходит активным образом» в рамках грантовых программ, контестов, хакатонов и аирдропов.
Касательно влиянии вышеупомянутой «заморозки» монет на экономику проекта Слепцов заявил следующее:
«Риски, конечно, уменьшились, потому что из оборота вывели 20% предложения токена. Эти 20% не будут участвовать в принятии решений и не могут быть проданы “в рынок” следующие четыре года. Но проблема централизации держателей токена пока не решена. Монетой владеет одна группа лиц, и в основном лишь она наиболее заинтересована в развитии блокчейна».
Также, по его словам, TON Foundation находится в тесной коммуникации с некоторыми ранними майнерами. Последние способны легко манипулировать предложением токена и, следовательно, его курсом.
В контексте будущих перспектив проекта Слепцов вновь заострил внимание на связанных с централизацией проблемах. К прочим препятствиям развитию он также отнес высокий порог входа для разработчиков. Последним «нужно учить новую парадигму разработки смарт-контрактов и новый язык, чтобы выпускать dapps».
Эксперт не исключил вероятность того, что DeFi-экосистема TON со временем станет конкурировать с BNB Chain, Polygon или Avalanche.
«Благодаря интеграции с Telegram, асинхронной архитектуре блокчейна и сильной базе разработчиков экосистема развивается и в один момент может достичь размеров перечисленных выше примеров»,— подчеркнул исследователь.
В TON Foundation опровергли тесную связь организации с майнерами. Представитель проекта заявил ForkLog, что команда «заинтересована в сотрудничестве» с релевантными участниками экосистемы, однако не аффилирована с ними:
«Основным (а скорее единственным) взаимодействием между адресами майнинга и адресом TON Foundation являются пожертвования в резерв, предназначенный для развития сети TON. Пожертвования были сделаны майнерами после публичных призывов к этом в апреле 2021 и апреле 2022 года. […] Безусловно, TON Foundation заинтересован в сотрудничестве с майнерами, но при этом большинство майнеров не является участниками TON Foundation, а большинство участников TON Foundation не являются майнерами».
В организации отметили, что концентрация ликвидных активов в руках группы крупных держателей — обычное для криптовалютных проектов положение дел. По словам представителя команды, схожа ситуация наблюдается в сетях биткоина и Ethereum.
В пресс-службе также добавили, что влияние «заморозки» токенов на экономику проекта будет «ограниченным». Это связано с тем, что доступ к релевантным адресам «был утерян еще до голосования о приостановке».
Выводы
Проводя тщательный фундаментальный анализ проектов, инвесторам следует обращать внимание на характер и темп эмиссии криптоактива, на планы и особенности его распределения в будущем.
Если значительная часть монет сосредоточена у небольшого числа адресов, это говорит о централизации проекта. При таком положении вещей один из главных рисков — принятие решений небольшой группой участников экосистемы в свою пользу. В случае с TON, например, — это заморозка адресов по итогам голосований валидаторов или потенциальная продажа большого объема токенов «в рынок».
Тем не менее сильная команда разработчиков, инновационная технология, а также интеграции могут создать мощный сетевой эффект, способный нивелировать многие недостатки.
Рассылки ForkLog: держите руку на пульсе биткоин-индустрии!